Дыхание – одна из важнейших функций жизнеобеспечения человека. Речевое дыхание имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемые к дыхательному акту во время речи.
Речь – сложная внешняя психическая функция человека, обеспечиваемая деятельностью головного мозга. Голосо- и речеобразование осуществляются координированной деятельностью дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов. Их взаимодействие обеспечивается и контролируется деятельностью центральной нервной системы. Процессы жизненного и речевого дыхания значительно отличаются друг от друга.
Основа произносительной речи – дыхание. От его правильности зависят чистота и красота голоса.
Особенности речевого дыхания связаны с тем, что оно включено в процесс речи, обслуживает его, является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодии.
В речевом дыхании выдох – самое главное и самое активное звено процесса, он значительно длиннее вдоха. Весь процесс дыхания становится произвольным.
Различают три типа дыхания: верхнереберное, грудное, груднобрюшное (диафрагмально-реберное). Ребенок сначала пользуется в речи навыками жизненного дыхания и только в процессе речевого развития, под влиянием речи окружающих у него постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания – груднобрюшной.
Физиологическое дыхание детей с речевой патологией имеет свои особенности. Оно поверхностное, верхнереберного типа, ритм не устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у них ниже возрастной нормы. У таких детей отмечается недостаточный объем выдыхаемого воздуха перед началом речи, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох.
Дошкольникам с речевой патологией необходимо развивать физиологическое, увеличивать объем легких, формировать груднобрюшной тип дыхания, а в дальнейшем речевое дыхание с помощью специальных коррекционных упражнений.
Работа по формированию правильного дыхания может проводиться в следующей последовательности:
· Развитие груднобрюшного типа дыхания;
· Обучение длительному целеноправленному ротовому выдоху;
· Формирование таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность. Целенаправленность.
Дыхательно–гимнастический комплекс для развития физиологического дыхания
При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать правила:
- не переутомлять ребенка, т. е. дозировать количество и темп проведения упражнений;
- следить. Чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом;
- чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота;
- движения ребенок должен проводить плавно, под счет, тихо, в проветренном помещении, до еды.
Дышим попеременно
И.п.: стоя (сидя на стуле). 1 – вдох и выдох через нос; 2 – вдох через нос, выдох через рот; 3 – вдох через рот, выдох через нос; 4 – вдох и выдох через левую половину носа, затем через правую (попеременно); 5 – вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно); 6- вдох через нос, удлиненный выдох через нос с усилением в конце; 7 – вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы; 8 – вдох через нос, выдох через нос толчками.
Послушаем свое дыхание
И.п.: стоя (сидя, лежа). Мышцы туловища расслаблены. В полной тишине ребенок прислушивается к своему дыханию и определяют:
- куда попадает воздушная сируя воздуха и откуда выходит;
- какая часть тела приходдит в движение при вдохе и выдохе;
- какое дыхание: поверхностное или глубокое;
- какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно, с паузой;
- дыхание тихое, неслышное или шумное.
Дышим тихо, спокойно и плавно
И.п.: сидя (стоя, лежа). Если сидя, спина ровная, глаза закрыты. 1- медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет; 2- плавный выдох через нос. Повторить 5-10 раз. Упражнение выполнять бесшумно и плавно, так, чтобы подставленная ладонь не ощущала струю воздуха.
Подыши одной ноздрей
И.п.: сидя (стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено). 1- правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки; 2 – левой ноздрей сделать тихий продолжительный вдох; 3 – как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх. Чтобы в животе образовалась «ямка». Повторить 3-4 раза.
Воздушный шар
И.п.: лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. 1- ладони лежат на животе; 2- медленный плавный вдох, без каких-либо усилий живот медленно поднимается вверх и раздувается, как воздушный шар; 3- медленный плавный выдох, живот медленно втягивается к спине. Повторить 4-10 раз.
Воздушный шар поднимается вверх
И.п.: лежа (сидя, стоя). 1- одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах; 2 – выполнить вдох и выдох со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плеч. Повторить 4-8 раз.
Ветер
И.п.: лежа (сидя, стоя). Туловище расслаблено. 1 – сделать полный вдох, выпячивая живот на снежинки.
Ребенок после показа выполняет упражнение.
и ребра грудной клетки; 2- задержать дыхание на 3-4 сек.; 3 – сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3-4 раза.
Упражнение для развития ротового выдоха
Снег идет
Оборудование: кусочки ваты.
Раскладываем на столе кусочки ваты, напоминая ребенку про зиму.
Представь, что на улице падает снежок. Давай подуем.
С уважением учитель-логопед
Вахляева Елена Александровна |