МКДОУ д/с № 508

комбинированного вида "Фея"

Физиологическое и речевое дыхание у детей с нарушением речи

 

 

Дыхание – одна из важнейших функций жизнеобеспечения человека. Речевое дыхание имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемые к дыхательному акту во время речи.

Речь – сложная внешняя психическая функция человека, обеспечиваемая деятельностью головного мозга. Голосо- и речеобразование осуществляются координированной деятельностью дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов. Их взаимодействие обеспечивается и контролируется деятельностью центральной нервной системы. Процессы жизненного и речевого дыхания значительно отличаются друг от друга.

Основа произносительной речи – дыхание. От его правильности зависят чистота и красота голоса.

Особенности речевого дыхания связаны с тем, что оно включено в процесс речи, обслуживает его, является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодии.

В речевом дыхании выдох – самое главное и самое активное звено процесса, он значительно длиннее вдоха. Весь процесс дыхания становится произвольным.

Различают три типа дыхания: верхнереберное, грудное, груднобрюшное (диафрагмально-реберное). Ребенок сначала пользуется в речи навыками жизненного дыхания и только в процессе речевого развития, под влиянием речи окружающих у него постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания – груднобрюшной.

Физиологическое дыхание детей с речевой патологией имеет свои особенности. Оно поверхностное, верхнереберного типа, ритм не устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у них ниже возрастной нормы. У таких детей отмечается недостаточный объем выдыхаемого воздуха перед началом речи, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох.

Дошкольникам с речевой патологией необходимо развивать физиологическое, увеличивать объем легких, формировать груднобрюшной тип дыхания, а в дальнейшем речевое дыхание с помощью специальных коррекционных упражнений.

Работа по формированию правильного дыхания может проводиться в следующей последовательности:

·        Развитие груднобрюшного типа дыхания;

·        Обучение длительному целеноправленному ротовому выдоху;

·        Формирование таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность. Целенаправленность.

 

 

Дыхательно–гимнастический комплекс для развития физиологического дыхания

При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать правила:

- не переутомлять ребенка, т. е. дозировать количество и темп проведения упражнений;

- следить. Чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом;

- чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота;

- движения ребенок должен проводить плавно, под счет, тихо, в проветренном помещении, до еды.

Дышим попеременно

И.п.: стоя (сидя на стуле). 1 – вдох и выдох через нос; 2 – вдох через нос, выдох через рот; 3 – вдох через рот, выдох через нос; 4 – вдох и выдох через левую половину носа, затем через правую (попеременно); 5 – вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно); 6- вдох через нос, удлиненный выдох через нос с усилением в конце; 7 – вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы; 8 – вдох через нос, выдох через нос толчками.

Послушаем свое дыхание

И.п.: стоя (сидя, лежа). Мышцы туловища расслаблены. В полной тишине ребенок прислушивается к своему дыханию и определяют:

- куда попадает воздушная сируя воздуха и откуда выходит;

- какая часть тела приходдит в движение при вдохе и выдохе;

- какое дыхание: поверхностное или глубокое;

- какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно, с паузой;

- дыхание тихое, неслышное или шумное.

Дышим тихо, спокойно и плавно

И.п.: сидя (стоя, лежа). Если сидя, спина ровная, глаза закрыты. 1- медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет; 2- плавный выдох через нос. Повторить 5-10 раз. Упражнение выполнять бесшумно и плавно, так, чтобы подставленная ладонь не ощущала струю воздуха.

Подыши одной ноздрей

И.п.: сидя (стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено). 1- правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки; 2 – левой ноздрей сделать тихий продолжительный вдох; 3 – как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх. Чтобы в животе образовалась «ямка». Повторить 3-4 раза.

Воздушный шар

И.п.: лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. 1- ладони лежат на животе; 2- медленный плавный вдох, без каких-либо усилий живот медленно поднимается вверх и раздувается, как воздушный шар; 3- медленный плавный выдох, живот медленно втягивается к спине. Повторить 4-10 раз.

Воздушный шар поднимается вверх

И.п.: лежа (сидя, стоя). 1- одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах; 2 – выполнить вдох и выдох со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плеч. Повторить 4-8 раз.

Ветер

И.п.: лежа (сидя, стоя). Туловище расслаблено. 1 – сделать полный вдох, выпячивая живот на снежинки.

Ребенок после показа выполняет упражнение.

и ребра грудной клетки; 2- задержать дыхание на 3-4 сек.; 3 – сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3-4 раза.

Упражнение для развития ротового выдоха

Снег идет

Оборудование: кусочки ваты.

Раскладываем на столе кусочки ваты, напоминая ребенку про зиму.

Представь, что на улице падает снежок. Давай подуем.

                                                   С уважением учитель-логопед

                                                          Вахляева Елена Александровна

Дата последнего обновления страницы 17.10.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения